Это исключено — замене подлежит весь комплект. В противном случае сцепление с дорожным полотном на разных осях будет неодинаковым, что намного повышает вероятность заноса, особенно на скользком покрытии. По этой же причине нельзя использовать покрышки с разной степенью износа. На одну ось следует ставить шины с одинаковым рисунком протектора.
Вопросы и ответы
Устраняются проколы, порезы, в некоторых случаях — мелкие надрывы. Соответствующие технологии хорошо отработаны, результат долговечен, заплаты и прочие восстановительные элементы держатся в течение всего срока эксплуатации шины. Невозможно устранить повреждения корда и нарушение геометрии: в подобных случаях покрышка подлежит замене.
Покупайте покрышки от бренда, официально одобренного изготовителем автомобиля. Эта информация есть в инструкциях по эксплуатации и сервису, также получить ее можно в дилерском представительстве. Строго соблюдайте маркировку, а также тип и конструкцию колесных дисков (в некоторых случаях допускается отклонение от заводских типоразмеров).
Это возможно только в южных регионах с мягкими зимами. На большей части российской территории необходимо менять шины в соответствии со временем года, поскольку всесезонные покрышки при температуре ниже минус 5–7 °C утрачивают эластичность («дубеют») и фактически не отличаются от летних.
Следите за давлением в шинах — оно не должно быть как избыточным, так и недостаточным. Контролируйте правильность углов установки колес (сход-развал). Не допускайте резких наездов на ухабы, бордюры, выбоины, ледяные надолбы и прочие дорожные препятствия. Избегайте агрессивного стиля езды — это приводит к ускоренному износу.
Составные части
Для начала разберемся в терминологии. Большинство автолюбителей под термином "колесо" подразумевают конструктивный элемент автомобиля, состоящий из несущей части и шины. Несущую часть называют колесным диском. Это не совсем верно. В автомобилестроении под колесом понимают элемент конструкции автомобиля, расположенный между ступицей и шиной. А это значит, что технически правильно колесный диск называть колесом. Однако в обиходе за колесом прочно укоренилось упрощенное название "диск".Колесо легкового автомобиля включает в себя обод и диск.
Обод
Внешняя часть колеса - обод - представляет собой цилиндр сложного профиля, предназначенный для установки на нем шины. Эластичные и высокие борта покрышек легковых автомобилей позволяют использовать неразъемные обода – наиболее технологичные, жесткие, обладающие малой массой и легко поддающиеся герметизации.
Обод состоит из закраин (1), полок (2) и ручья (3).
- закраины фиксируют положение шины, ограничивая ее перемещение. Они должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, чтобы воспринимать усилия, создаваемые бортами шины, а также нагрузки от монтажного инструмента и от дефектов трассы (при наезде на препятствия, с пробоем).
- полки, на которые шина опирается, выполняют обычно под углом в 5 градусов, что конструктивно улучшает плотность посадки шины. Для безопасного использования бескамерных шин полки снабжают специальными кольцевыми выступами - подкатами (хампами), имеющими заостренный или округлый профиль. Этот элемент предохраняет борта от соскакивания в ручей при интенсивном повороте или при пониженном давлении накачки (частичной разгерметизации). Подкаты на обеих полках увеличивают безопасность, но затрудняют перебортовку колеса. По этой причине один из парных хампов зачастую имеет несколько меньшую высоту, чем его сосед.
- ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шины, исполняют достаточно глубоким. Это, в свою очередь, увеличивает поперечную жесткость обода. Хотя наиболее технологичным является симметричное расположение ручья, однако чаще всего по компоновочным соображениям его несколько смещают относительно продольной плоскости симметрии наружу. Такая конструкция дает больший простор для размещения тормозных механизмов колеса.
Ширина обода
Предупреждаем! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0-1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
Диск
Дисковая часть колеса выполняется обычно несколько выгнутой наружу. Это опять же вызвано компоновочными соображениями, и вдобавок сложный профиль способствует увеличению поперечной жесткости диска. В плоскости диска в обязательном порядке имеются крепежные отверстия и центральное отверстие для установки колеса на ступицу. Помимо этого проделывается и еще ряд отверстий-окон, выполняющих сразу несколько функций: декоративная привлекательность и разнообразие дизайна, уменьшение массы, вентиляция тормозного механизма. При значительной величине окон (обычно на литых и кованых колесах) промежутки между ними именуют спицами. Иногда, для усиления отвода тепла от тормозов, их выполняют в виде лопастей, нагнетающих внутрь воздух. Однако в этом случае правое и левое колесо не являются взаимозаменяемыми.
Диаметр диска
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины, для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14-дюймовые, 15 на 16 и т. д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь наружный диаметр колеса остается неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.
Каким должно быть колесо? В первую очередь прочным, чтобы выдерживать стандартные нагрузки при обычной езде, а также пиковые нагрузки во время внештатных ситуаций: наезды на препятствия, аварии и т. д. Поэтому при подборе колеса следует помнить, что обозначенная на нем предельная статическая нагрузка как минимум должна быть не меньше четверти максимальной массы снаряженного автомобиля, указанной в сопроводительных документах.
Второе важнейшее требование, предъявляемое к колесам, — это их малый вес. Колеса входят в состав неподрессоренных частей автомобиля. Уменьшение их массы крайне благотворно сказывается на работе подвески. Динамическая нагрузка на нее снижается; увеличивается плавность хода и обеспечивается лучший контакт колес с дорогой на неровностях (колеса ЋслушаютсяЛ упругих элементов подвески).
По расчетам специалистов, снижение массы колеса (неподрессоренных частей) на 1 кг при определенных скоростных режимах эквивалентно изменению массы кузова (подрессоренных частей) на 15 кг. То есть для четырех колес это составит изменение в 60 кг, что сравнимо с весом взрослого человека.
При вращении тяжелого тела гироскопический эффект проявляется в полной мере, поэтому колесо с пониженной массой проще и повернуть, что, в свою очередь, снижает нагрузку на систему управления. Да и разгон-торможение осуществляется за меньшие промежутки времени у колес с меньшей инерцией вращения (менее массивных).
Таким образом, при облегчении колеса мы имеем целый комплекс положительных изменений, вплоть до снижения расхода топлива и повышения безопасности водителя.
Следующим важным моментом является точность исполнения колеса – отсутствие у него радиальных и осевых биений. Дисбаланс возникает в том случае, когда центр масс колеса смещен относительно его геометрического центра. Действующая на неуравновешенную массу центробежная сила возрастает пропорционально квадрату частоты вращения. Возникающие при этом вибрации ухудшают комфортабельность и устойчивость автомобиля на больших скоростях, а также отрицательно влияют на элементы подвески и систему управления.
По ГОСТу 37.001.429-98 для колес, производимых в России в настоящее время, отклонения на участках, максимально удаленных от оси вращения (на ободе), не должны превышать 1 мм в радиальном направлении и 0,7 мм в осевом.
Балансировка колес производится на специальных стендах путем крепления на ободе уравновешивающих грузиков (при помощи прижимных скобок или клея). Осуществлять данную операцию нужно на накачанном колесе в сборе с шиной и повторять регулярно в процессе эксплуатации автомобиля (дисбаланс может изменяться из-за неупругих деформаций колеса и неравномерного износа шины).
В ходе эксплуатации автомобиля балансировка колес может потребовать коррекции. Здесь надо напомнить, что самыми уязвимыми являются места крепления балансировочных грузиков. Забивая скобочку, вы повреждаете лак, к тому же свинец образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет коррозионные процессы. Здесь, как уже упоминалось, лучше самоклеящиеся грузики. Если же их нет, то учтите: стандартные скобочки (для стальных дисков) плохо удерживают грузики из-за большей толщины алюминиевого диска и сильно портят лак. Лучше поискать специальные, с увеличенным "зевом", или попытаться изогнуть обычные по форме обода.
Все заявления представителей автодилеров, что колесные диски, купленные и установленные в сервисных центрах, не авторизованных производителем - это повод для снятия автомобиля с гарантии, являются прямым нарушением закона РФ "О защите прав потребителей".
В настоящий момент законом предусмотрено 3 вида гарантий:
- предоставляемая государством;
- определяемая производителем автомобиля;
- гарантия автодилера
- Гарантия государства
Если товар сертифицирован и допущен на рынок Российской Федерации, то в соответствии с законом он автоматически получает 2-х годичную гарантию, регламентированную государством (ст.19, п.5 закона "О защите прав потребителей", ст.477, п.5 Гражданского Кодекса РФ). Это распространяется и на автомобили. - Гарантия производителя
Любой завод-изготовитель автомобиля устанавливает гарантийные обязательства на свою продукцию, поэтому все вопросы, связанные с отказом в гарантийном обслуживании, может решать только сам производитель (ст.5, п.6 закона "О защите прав потребителей"). «Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя». Таким образом, Дилер не вправе самостоятельно принимать решения о снятии автомобиля с гарантии. - Гарантия автомобильного Дилера.
В целях своей конкурентной привлекательности Дилер вправе предоставить Покупателю дополнительные условия по гарантийным обязательствам, которые прописываются в договоре купли-продажи. Согласно ст.5, п.7 закона "О защите прав потребителей" данные обязательства должны быть не хуже условий гарантии производителя, как по сроку, так и по перечню гарантийных случаев.
Что же делать, если Вы собираетесь или уже купили и установили колесные диски не у автомобильного Дилера, а он отказывается исполнять свои гарантийные обязательства в отношении Вашего автомобиля или его отдельных узлов и агрегатов ходовой части?
- Напомните Дилеру о его обязанности удовлетворить требования потребителя по гарантийному обслуживанию согласно ст.5, п.6 закона "О защите прав потребителей", а также ст.6 того же закона об «Обязанности изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара».
- В случае, если Вам предлагается или Вы уже подписали договор купли-продажи автомобиля, где предусмотрен пункт обязывающий покупать и устанавливать что-либо только у Дилера, имейте ввиду - это незаконно и будет признано в суде неправомочным. Согласно ст.16 закона "О защите прав потребителей": «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме». Более того, напомните Дилеру о его административной ответственности согласно ст.14.8, п.2 КоАП РФ: «Включение в договор условий ущемляющих установленные законом права потребителя влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц – в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- Вам указывают на то, что купленные Вами колесные диски не рекомендованы производителем и были установлены не в авторизированном сервисном центре. Здесь Дилер противоречит не только федеральному закону, но и инструкции по эксплуатации автомобиля, где производитель разрешает использовать любые шины и диски с рекомендованными типоразмерами. В этом случае попросите Дилера представить Вам сопроводительные документы на автомобиль, например certificate of conformity или любой другой сертификат соответствия с омолагированными заводом параметрами колесных дисков. Под рукой такие документы не лежат и, как правило, находятся только у официального представительства завода-изготовителя. Даже, если параметры Ваших дисков не совпадают с рекомендованными размерами, Дилер должен еще доказать, что неисправность конкретного узла или агрегата автомобиля произошла именно по этой причине. Для этого необходимо заключение независимой экспертизы проведенной за счет Дилера и в присутствии Продавца колесных дисков, результаты которой, кстати, Вы можете оспорить ст.18, п.5 закона "О защите прав потребителей".
Что касается установки дисков не у Дилера, а в другом месте, то по закону достаточно, чтобы сервисный центр, где Вы устанавливали диски, имел сертификат Ростеста на право осуществления услуг шиномонтажа. Как правило, с этим проблем не возникает. - Если все Ваши аргументы не действуют и Ваш автомобиль хотят снять с гарантии, попросите представителя автосалона дать Вам письменный отказ в поддержке гарантийных обязательств. Как правило, эта просьба сразу снимает все вопросы. Суд, если до него дойдет дело, будет на Вашей стороне, и в автосалоне это прекрасно понимают.
- И последнее. Если Дилер никак не реагирует на Ваши доводы, не пишет письменный отказ и затягивает время с решением, необходимо составить претензию и вручить ее любому представителю Дилера. После этого обращаться в суд, если не получите ответа или результата. Претензия должна быть составлена в 2-х экземплярах, один из которых передается представителю автосалона, а на втором он должен сделать отметку о получении Вашей претензии. Если по каким-либо причинам Дилер отказывается принимать претензию, либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Также возможно в присутствии двух свидетелей оставить претензию любому работнику Дилера. Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.
Надеемся, что данный документ поможет Вам сохранить деньги и нервы, а также насладиться огромным многообразием колесных дисков, представленных на рынке.
Все параметры колеса рассчитываются в конструкторских отделах автозаводов. Изготовлением же занимается множество предприятий. Фирма-производитель автомобилей может либо иметь собственные мощности для выпуска колес, либо комплектовать свою продукцию колесами, заказанными у "независимых" поставщиков, на них специализирующихся.
Колесные диски: оригинал и стандарт
И в том и в другом случае лейбл на диске будет указывать на принадлежность к автомобильной компании (FORD, FIAT, OPEL и т. д.). Колеса, помеченные таким образом, установлены ли они сразу, продаются ли они в автосалоне отдельно, как запчасти, именуются "оригинальными". А полностью идентичные им, либо те же самые, но под маркой непосредственного изготовителя (КрКЗ, ВСМПО, AEZ и т. д.) считаются уже "стандартными" и принадлежат к так называемому вторичному рынку.
Величина вылета обода (в мм). Этот параметр означает расстояние от продольной плоскости симметрии обода до привалочной плоскости диска. Наиболее распространенные обозначения: OFFSET, ET и DEPORT. В случае отрицательной величины вылета его длина помечается знаком "-". Например: ЕТ - 15.
Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. И соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же разность расчетной и реальной величин образует своего рода плечо, и сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допущение составляет порядка плюс-минус 5 мм.
Предупреждаем! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т. е. сузить колею, как правило, невозможно - диск упрется в тормоз.
Часть изложенной выше информации, а также масса других крайне полезных сведений отражена в маркировке, проставленной на колесе
Таблица соответствия размеров шин и дисков
Высота шины | Типоразмер шины | Размер диска | ||
---|---|---|---|---|
Рекоменд. | Мин. | Макс. | ||
↓ 12 дюймов | ||||
82 | 125R12 135R12 145R12 155R12 |
3.5 4.0 4.0 4.5 |
3.0 3.5 3.5 4.0 |
4.0 4.5 5.0 5.0 |
70 | 145/70R12 155/70R12 |
4.5 4.5 |
4.0 4.0 |
5.0 5.5 |
↓ 13 дюймов | ||||
82 | 145R13 155R13 165R13 175R13 |
4.0 4.5 4.5 5.0 |
3.5 4.0 4.0 4.5 |
5.0 5.5 5.5 6.0 |
80 | 135/80R13 145/80R13 155/80R13 165/80R13 |
3.5 4.0 4.5 4.5 |
3.5 3.5 4.0 4.0 |
4.5 5.0 5.5 5.5 |
70 | 135/70R13 145/70R13 155/70R13 165/70R13 175/70R13 185/70R13 195/70R13 |
4.0 4.5 4.5 5.0 5.0 5.5 6.0 |
3.5 4.0 4.0 4.5 5.0 5.0 5.2 |
4.5 5.0 5.5 6.0 6.0 6.5 7.0 |
65 | 155/65R13 165/65R13 175/65R13 |
4.5 5.0 5.0 |
4.0 4.5 5.0 |
5.5 6.0 6.0 |
60 | 175/60R13 185/60R13 205/60R13 |
5.0 5.5 6.0 |
5.0 5.5 5.5 |
6.0 6.5 7.0 |
55 | 195/55R13 | 6.0 | 5.5 | 7.0 |
↓ 14 дюймов | ||||
82 | 145R14 155R14 165R14 175R14 185R14 |
4.0 4.5 4.5 5.0 5.5 |
3.5 4.0 4.0 4.5 4.5 |
5.0 5.0 5.5 6.0 6.0 |
80 | 175/80R14 185/80R14 |
5.0 5.0 |
4.5 5.0 |
5.5 6.0 |
70 | 165/70R14 175/70R14 185/70R14 195/70R14 205/70R14 |
5.0 5.0 5.5 6.0 6.0 |
4.5 5.0 5.0 5.5 5.5 |
6.0 6.0 6.5 7.0 7.5 |
65 | 155/65R14 165/65R14 175/65R14 185/65R14 195/65R14 |
4.5 5.0 5.0 5.5 6.0 |
4.0 4.5 5.0 5.0 5.5 |
5.5 6.0 6.0 6.5 7.0 |
60 | 165/60R14 175/60R14 185/60R14 195/60R14 205/60R14 |
5.0 5.0 5.5 6.0 6.0 |
4.5 5.0 5.0 5.5 5.5 |
6.0 6.0 6.5 7.0 7.5 |
55 | 185/55R14 205/55R14 |
6.0 6.5 |
5.0 5.5 |
6.5 7.5 |
↓ 15 дюймов | ||||
82 | 125R15 135R15 145R15 155R15 165R15 185R15 |
3.5 4.0 4.0 4.5 4.5 5.5 |
3.0 3.5 3.5 4.0 4.0 4.5 |
4.0 4.5 5.0 5.0 5.5 6.0 |
80 | 185/80R15 | 5.5 | 4.5 | 6.0 |
70 | 175/70R15 195/70R15 235/70R15 |
5.0 6.0 7.0 |
5.0 5.5 6.5 |
6.0 7.0 8.5 |
65 | 185/65R15 195/65R15 205/65R15 215/65R15 225/65R15 |
5.5 6.0 6.0 6.5 6.5 |
5.0 5.5 5.5 6.0 6.0 |
6.5 7.0 7.5 7.5 8.0 |
60 | 195/60R15 205/60R15 215/60R15 225/60R15 |
6.0 6.0 6.5 6.5 |
5.5 5.5 6.0 6.0> |
7.0 7.5 8.0 8.0 |
55 | 185/55R15 195/55R15 205/55R15 225/55R15 |
6.0 6.0 6.5 7.0 |
5.0 5.5 5.5 6.0 |
6.5 7.0 7.5 8.0 |
50 | 195/50R15 205/50R15 225/50R15 |
6.0 6.5 7.0 |
5.5 5.5 6.0 |
7.0 7.5 8.0 |
45 | 195/45R15 | 6.5 | 6.0 | 7.5 |
↓ 16 дюймов | ||||
65 | 215/65R16 | 6.5 | 5.5 | 7.5 |
60 | 225/60R16 235/60R16 |
6.5 7.0 |
6.0 6.5 |
8.0 8.5 |
55 | 205/55R16 225/55R16 245/55R16 |
6.5 7.0 7.5 |
5.5 6.0 7.0 |
7.5 8.0 8.5 |
50 | 205/50R16 225/50R16 235/50R16 255/50R16 |
6.5 7.0 7.5 8.0 |
5.5 6.0 6.5 7.0 |
7.5 8.0 8.5 9.0 |
45 | 195/45R16 205/45R16 225/45R16 245/45R16 |
6.5 7.0 7.5 8.0 |
6.0 6.5 7.0 7.5 |
7.5 7.5 8.5 9.0 |
40 | 215/40R16 225/40R16 |
7.5 8.0 |
7.0 7.5 |
8.5 9.0 |
↓ 17дюймов | ||||
55 | 225/55R17 | 7.0 | 6.0 | 8.0 |
50 | 205/50R17 215/50R17 |
6.5 7.0 |
5.5 6.0 |
7.5 7.5 |
45 | 215/45R17 225/45R17 235/45R17 245/45R17 255/45R17 |
7.0 7.5 8.0 8.0 8.5 |
7.0 7.0 7.5 7.5 8.0 |
8.5 8.5 9.0 9.0 9.5 |
40 | 215/40R17 235/40R17 245/40R17 255/40R17 265/40R17 275/40R17 285/40R17 |
7.5 8.5 8.5 9.0 9.5 9.5 10.0 |
7.0 8.0 8.0 8.5 9.0 9.0 8.5 |
8.5 9.5 9.5 10.0 10.5 11.0 11.0 |
35 | 245/35R17 265/35R17 335/35R17 |
8.5 9.5 11.5 |
8.0 9.0 11.0 |
9.5 10.5 13.0 |
↓ 18 дюймов | ||||
50 | 235/50R18 | 7.5 | 6.5 | 8.5 |
45 | 255/45R18 | 8.5 | 8.0 | 9.5 |
40 | 225/40R18 235/40R18 245/40R18 265/40R18 |
8.0 8.0 8.5 9.5 |
7.5 7.5 8.0 9.0 |
9.0 9.0 9.5 10.5 |
35 | 285/35R18 295/35R18 |
10.0 10.5 |
9.5 10.0 |
11.0 11.5 |
30 | 325/30R18 | 12.0 | 11.0 | 13.0 |
↓ 20 дюймов | ||||
40 | 245/40R20 | 9.0 | 8.0 | 9.5 |
35 | 275/35R20 | 10.0 | 9.0 | 11.0 |
Высота шины | Типоразмер шины | Рекоменд. | Мин. | Макс. |
Размер диска |